Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 1 (11)

Смотреть полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Вишневская Л. А., Орлов В. В.


К юбилею саратовских композиторов В. Мишле и В. Королевского

Страницы 3–7

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье представлена характеристика творчества композиторов саратовской школы, недавно отметивших свой шестидесятилетний юбилей. Это Владимир Мишле и Владимир Королевский, которые являются воспитанниками и продолжателями традиций таких корифеев саратовской композиторской школы, как Борис Сосновцев и Олег Моралёв. Общность творческих установок композиторов-юбиляров проявляется на разных уровнях. Это обращение к жанру симфонии, поиск разных тембровых ансамблей в камерной инструментальной музыке, обращение к стилевому синтезу (полистилистике) как одному из ведущих и популярных принципов современной композиции. Одновременно, творчество Мишле и Королевского обладает ярко выраженной индивидуальностью и стилевой узнаваемостью, и это напрямую связано с менталитетом (экстравертные и интровертные черты личности) и музыкальным мышлением композиторов.

    Ключевые слова: Саратовская композиторская школа, Владимир Мишле, Владимир Королевский.


Теория и история искусства

Варламов Д. И.


Технологии академизации музыкального искусства и образования

Страницы 8–13

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В инновационной концепции академизации искусства и музыкального образования, разрабатываемой автором во втором десятилетии XXI века, очевидным недостающим звеном являются технологии, с помощью которых действуют противоположные тенденции десинкретизации и интеграции. Под технологиями академизации различных видов художественного творчества автор понимает приемы, способы, методы, механизмы и техники академических процессов. В данной статье предпринимается попытка осмыслить многообразие этих технологий и создать хотя бы самую общую их систему, включающую отчуждение и его виды (художественные мутации, модификации, трансформации, экспроприация), гравитации (ассимиляция и аккультурация), социализацию и др. В рамках одной статьи описать живой процесс многовекового и многовекторного движения искусства и художественного образования практически невозможно, поэтому в данной публикации ставится только скромная задача: заложить основы исследования технологий для последующего решения этой проблемы.

    Ключевые слова: технологии академизации, отчуждение, гравитация, художественные мутации, модификации, трансформации, экспроприация, ассимиляция, аккультурация, социализация.

Девятайкина Н. И., Дворцова Н. Б.


Образы и тексты на перекрестке ренессанса и реформации: Петрарка и его иллюстратор XVI в. (тема отцов и детей)

Страницы 14-21

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Авторы исследуют случай, когда текст (трактат Петрарки XIV в.) обретает особую жизнь через визуальный ряд к нему (ксилографии XVI в. Мастера Петрарки). Характер взаимодействия данных «текстов» (по Лотману) не изучался. Цель — выявить суть суждений Петрарки по теме отцов и детей, их трактовок в иллюстрациях, «точки» сходства и расхождений двух авторов. Методы — компаративный, герменевтический, формально-иконологический. Впервые сравниваются диалоги «О рождении сыновей», «О хорошем отце» и ксилографии к ним. Основные заключения: вопреки прежним мнениям, материал позволил сделать выводы, что Возрожденческая картина мира, в центре которой прекрасный человек, включает у Петрарки и такую составляющую как семья и воспитание. Мастер Петрарки эпохи Реформации актуализирует послания гуманиста, усиливает их социальное звучание, переводит дидактику в немецкую картину мира с детьми в центре. Позиции гуманиста Петрарки и художника близки по своим идейным основам, реалистическому восприятию действительности. Различаются их акценты: для Петрарки важно формирование личности на высокой этической платформе, при понимании перемен, принесенных временем товарных отношений, вызовов младших поколений, для Мастера Петрарки — сохранение семейных традиций и взаимоотношений перед лицом разламывающей их политической действительности. Диалоги Петрарки и ксилографии Мастера Петрарки — новое слово в истории гуманизма и книжной графики Возрождения и Реформации.

    Ключевые слова: Петрарка, Мастер Петрарки, Ренессанс, Реформация, ксилография, диалоги, тема отцов и детей.

Будагян Р. Р.


Цифровизация в пространстве медиаискусства (на примере компьютерного искусства, нет-арта, цифровой фотографии и цифровой живописи)

Страницы 22–29

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Данная статья посвящена выявлению роли цифровизации в становлении и развитии множества видов медиаискусства рубежа XX–XXI вв. Определено, что наибольшую популярность в творчестве музыкантов, режиссеров, дизайнеров, художников приобретают комбинированная съемка, спецэффекты, компьютерная графика, элементы виртуальной и дополненной реальности, 3D анимация, 3D маппинг, видеоинсталляции и многие др. Доказано, что благодаря цифровизации особую актуальность в современном искусстве в целом начинают приобретать компьютерное искусство, нет-арт, цифровая фотография, цифровая живопись. Цифровые технологии в пространстве медиаискусства способствуют созданию новой виртуальной реальности, которая активным образом вовлекает массовую аудиторию в свое художественное пространство. Захватывающая сила инновационного искусства настолько очевидна, что каждый реципиент, в буквальном смысле, становится полноправным действующим лицом вымышленного мира. Безусловно, уникальное современное цифровое искусство обладает и значительной манипулятивной силой, воздействуя на психику и реакцию зрителей. Не менее ярким ее отличием является интерактивность, коммуникация со зрителем.

    Ключевые слова: цифровизация, компьютерное искусство, нет-арт, цифровая фотография, цифровая живопись.

Эстетика и философия искусства

Попов Д. А.


Современное искусство в аксиологическом аспекте

Страницы 30–34

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена проблеме зависимости современного искусства от ценностей, доминирующих в окружающей его социокультурной среде. Автор приходит к выводу, что бытие современного искусства неразрывно связано с основными ценностями европейской культуры XXI в.: свободой, равенством, индивидуализмом, гедонизмом. Являясь полем реализации свободы, современное искусство представляет художнику максимально широкий простор для творчества и служит способом выражения его индивидуальности. Оно отказывается от принципа иерархии и уравнивает между собой художников и их произведения. Но индивидуализм и равенство в искусстве оборачиваются равнодушием со стороны публики, поскольку индивидуальность, равная другим индивидуальностям, интересна только самой себе. Желая удержать публику, искусство неизбежно становится на путь развлекательности, в том числе используя эпатаж. Поскольку формы современного искусства определяются господствующими в социуме ценностями, его дальнейшее развитие невозможно, пока они сохраняют свое влияние.

    Ключевые слова: современное искусство, ценности, свобода, индивидуализм, равенство, развлекательность, аксиологический подход.


Музыкальное искусство

Демченко А. И.


«Центральный элемент» музыки Бетховена. К 250-летию со дня рождения. Очерк первый

Страницы 35–42

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Категория «героика» в высшей степени присуща содержанию музыки Бетховена и характеру самой его личности как человека и художника. «Нормативный» тип бетховенской героики в самом широком смысле определяется представлениями о стойкости в страданиях и невзгодах, о неустанном сопротивлении обстоятельствам, об упорстве в достижении цели, а в высшем значении — тем, что связывается в сознании с понятием подвига. Отдельное русло его творчества составили образы, связанные с социальными, гражданскими, революционными идеями. Бетховен по своим убеждениям был приверженцем самых смелых социально-политических идей своего времени. Героика, как центральный компонент бетховенской художественной концепции, постоянно предстаёт в неразрывном симбиозе с такими категориями, как драма и драматизм. В одних произведениях Бетховена могла главенствовать героика, в других — драматическая образность. Но особую художественную ценность в его музыке представляет их сплав. Как правило, это связано с воссозданием стихии жизненной борьбы, и тогда, естественно, резко обостряется конфликтное начало, возрастает сила драматических столкновений.

    Ключевые слова: творчество Бетховена, героика, драматизм, сплав героики и драматизма.


Кириллина Л. В.


Бетховен: выражаемое и невыразимое

Страницы 43–50

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:Статья посвящена переходу от классического понимания музыки как структурированного «языка чувств» к субъективному пониманию музыкальной выразительности. Рудименты барочной традиции (в том числе tempi ordinari) перестали восприниматься музыкантами 1820-х гг. Для Бетховена, как композитора переходной эпохи, слова, фиксирующие темп, характер и образность музыки, всегда были важны, но в произведениях позднего периода они составляют самостоятельный смысловой слой. Иногда авторские обозначения настолько многослойны и внутренне противоречивы, что их точное воспроизведение вряд ли возможно в реальности. Выражаемое переносится в сферу невыразимого — воображаемых виртуальных звучаний.

    Ключевые слова: Бетховен, музыкальная эстетика, музыкальная выразительность, темп, метроном, авторские ремарки, фактура, исполнительская практика.


Кулапина О. И.


Роль мыслителей Востока в развитии музыковедческой науки (арабо-персидский регион эпохи Средневековья)

Страницы 51–59

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Публикуемая статья даёт читателю обобщённое представление о музыкально-теоретической деятельности учёных-энциклопедистов эпохи восточного Возрождения, среди которых выделяются имена аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сины, позднее Абдуррахмана Джами. Тем самым сравнительно новая информация хотя бы отчасти позволит заполнить пробел, существующий в отечественном музыкознании, обогатив его недостающими сведениями о деятельности энциклопедистов. Кроме того, материал работы дополнит новыми теоретическими и историческими данными такие музыковедческие дисциплины, как «Музыкально-теоретические системы», «Методология музыкознания», «Музыкальные культуры народов мира» (его можно использовать в виде лекций). В условиях объединения двух методологических векторов — обобщения и конкретизации — в статье функционируют теоретический и эмпирический аспекты исследования, а сравнительный контекст позволяет контурно показать развитие музыкальной науки в данном регионе. В выводах говорится о выдающейся роли аль-Фараби в развитии науки о музыке. Именно его можно назвать первым музыковедом-методологом Востока, осмыслившим музыкальную науку и высоко поднявшим планку научной деятельности музыковеда. Основной раздел дополнен (в хронологическом порядке) именами восточных учёных, оставивших неоценимый след в истории мировой культуры и преемственно развивших древнегреческую науку о музыке (см. Приложение).

    Ключевые слова: учёные-энциклопедисты, арабо-персидский регион, восточный Ренессанс, аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Абдуррахман Джами, музыкальное искусство и наука, методология, преемственность.

Королевская Н. В.


О роли внемузыкальных факторов симфонического мышления в современных модификациях жанра симфонии (К 60-летию Владимира Королевского)

Страницы 60–66

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящается проблеме модификации симфонического мышления в современном композиторском творчестве, которая раскрывается на примере Пятой симфонии В. Королевского «Вселенная Нино Роты». Отмечается одна из устойчивых тенденций отступления от классического жанрового канона — интерпретация понятия «симфония» с позиции его коренной этимологии — «согласия» или «созвучия». Применительно к симфонии В. Королевского сущность «созвучия» раскрывается как диалог двух художественных мироощущений, содержанием которого является самопознание через Другого. Диалог рассматривается сквозь призму модели «эстетической деятельности автора» М. М. Бахтина. В анализе произведения выявляется неразрывное единство музыкального и внемузыкального факторов симфонического мышления при ведущей, детерминирующей роли последних. Понимание симфонии как «созвучия» в «транскультурной» ситуации второй половины ХХ — начала ХХI вв. вскрывает неисчерпаемый смысловой потенциал актуализации этого жанра, наделённого ярко выраженным философским сознанием, которым предопределяются оригинальные формы современного симфонизма.

    Ключевые слова: симфония, симфонизм, созвучие, эстетическая деятельность, М. М. Бахтин, В. В. Королевский.

Тюрякова Ю. В.


Осмысление актуальных проблем церковно-певческого искусства на страницах поволжской епархиальной периодики 1900–1910-х гг.

Страницы 67-73

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматривается публицистическая деятельность поволжского церковного сообщества начала ХХ в., направленная на освещение локальных, а также повсеместных проблем церковного пения. Автор опирается на анализ периодики Симбирской и Самарской губерний — в совокупности составляющих Среднее Поволжье. Исследуемые материалы из «Самарских…» и «Симбирских епархиальных ведомостей» разделены на группы по тематике: отражение взглядов авторов на актуальные административные вопросы, статьи, посвященные рассуждениям о репертуарных предпочтениях современников и обновлениям в развитии российского клиросного искусства на рубеже XIX–XX вв., и, наконец, труды музыкально-исторического характера. Особое место в работе уделено литературной деятельности симбирских регентов С. П. Ягодинского и Д. Дмитриева, а также самарского священника С. Богородицкого, внесших особый вклад в осмысление путей развития церковно-певческого искусства региона. Основные выводы автора строятся на рефлексии регентского поволжского сообщества относительно важнейших событий в истории церковно-певческого искусства России.

    Ключевые слова: «Симбирские епархиальные ведомости», «Самарские епархиальные ведомости», С. П. Ягодинский, священник С. Богородицкий, псаломщик, регент, цензура духовно-музыкальных сочинений.

Театральное искусство

Баголей Л. Н.


Валентина Александровна Ермакова: служение профессии (к 100-летию саратовской театральной школы)

Страницы 74–80

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье представлена панорама творческого пути выдающейся актрисы и педагога Валентины Александровны Ермаковой, внесшей значительный вклад в становление и развитие Саратовской театральной школы. В. А. Ермакова (1924–2003) — народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР (1987), профессор, лауреат премии им. К. С. Станиславского в номинации «Театральная педагогика», общественный деятель — член городского совета депутатов трудящихся, секретарь партийной организации Саратовского театра драмы (с 1978), председатель Саратовского отделения Всесоюзного театрального общества (ВТО), впоследствии союза театральных деятелей (СТД). Автор статьи определяет этапы формирования мастерства Ермаковой как процесс непрерывного профессионального и нравственного совершенствования. Основной акцент делается на творческой биографии актрисы и ее педагогический опыт. В поле исследования включены высказывания знаменитых учеников Валентины Александровны, которые помогают раскрыть феномен практического подхода к формированию духовного, эстетического и личностного роста студентов-актёров.

    Ключевые слова: Валентина Ермакова, Саратовский театр драмы, Саратовский театральный институт, ученики, спектакли, Фестиваль Ермаковой.

Педагогика и психология искусства

Юнеева Е. А.


История появления и развития четырех старинных неаполитанских консерваторий

Страницы 81–88

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматриваются исторические и культурные предпосылкам появления в XVII в. первых итальянских консерваторий, описывается своеобразный «культурный климат», привлекавший в Неаполь не только музыкантов Средиземноморья, но и всей Европы. В статье демонстрируется исторический облик самого города, и прослеживаются социальные и политические проблемы, которые привели к открытию консерваторий, или же последовавшему закрытию некоторых из них. Показываются особенности питания, одежды и быта, финансирование и регламент занятий. Изучаются особенности развития консерваторий, а вместе с ними профессионального музыкального образования, называются наиболее известные и значимые имена преподавателей и выпускников этих учебных заведений и те факторы, которые привели к появлению неаполитанской музыкальной школы.

    Ключевые слова: музыкальная культура Италии эпохи барокко, неаполитанская музыкальная школа, первые итальянские консерватории, обучение музыкантов в XVII–XVIII вв.

Традиции Саратовской консерватории

Карташева З. Б.


Феномен Манжоры: к 100-летию музыканта

Страницы 89–95

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена 100-летию со дня рождения Бориса Георгиевича Манжоры (1921–2001) — одного из виднейших деятелей отечественной духовой музыки, тромбониста и музыковеда, разностороннего музыканта, внесшего важный вклад в культурную жизнь Саратова и историю Саратовской консерватории. Освещаются факты его биографии, автором подчеркивается разнообразие творческих «жанров» внутри его деятельности. Борис Георгиевич Манжора занимал руководящие посты в вузах, организовывал и возглавлял духовые коллективы, занимался научной и популяризаторской деятельностью, воспитал ряд замечательных исполнителей на тромбоне, непрестанно совершенствуя методику игры. Б. Г. Манжора вел активную работу критика и журналиста. Ему принадлежит замечательный труд по истории Саратовского оперного театра. Б. Г. Манжора — представитель поколения, составившего славу отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия.

    Ключевые слова: Борис Георгиевич Манжора, музыка, музыковедение, тромбон, исполнительство, преподавание, методика.


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма